ПОИСКИ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА

 

Горбачева С.Н., ГБОУ  школа –интернат № 2 г. Абинска

Учитель – логопед высшей категории, Заслуженный учитель Кубани

 

Системное недоразвитие речи свойственно детям  коррекционных школ и требует комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции. При этом создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции является необходимым условием его эффективности.

Педагогам надо всегда помнить, что ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. И вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической работе важны не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Логопед должен сделать родителей не просто своими союзниками, но и грамотными помощниками на всех этапах коррекционной работы.

Я столкнулась с одной из главных проблем, определяющих низкую эффективность взаимодействия с родителями: к сожалению, многие из них мало интересуются успехами своих детей. Очень трудно заинтересовать родителей совместной работой, объяснить им, что нет увлекательнее и важнее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливым и деликатным. А ведь как замечательно все делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки! Я стараюсь брать на себя самую активную роль в организации педагогического просвещения родителей, объединяя усилия всех педагогов нашего учреждения. В школе введен единый логопедический режим: все педагоги следят за речью детей и дают рекомендации логопеда родителям.

Работу с родителями мы проводим на родительских собраниях, которые обязательно проводятся в начале, середине и конце учебного года. Собрания помогают объединить родителей, нацелить их на оказание помощи, активное включение в процесс воспитания детей.

При работе с родителями выясняется, что большинство из них не обладают компетентностью в вопросах проявления и коррекции речевых нарушений, они видят дефект поверхностно, обращая внимание лишь на произносительную сторону речи. Поэтому я приглашаю на открытые занятия родителей. Перед занятием я кратко знакомлю родителей с его целями и с тем, на что нужно обратить особое внимание. После занятия провожу его анализ, даю рекомендации по использованию тех или иных приемов. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Особая их ценность заключается в том, что родители видят своего ребенка в коллективе, и это дает возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.

Достигнутые результаты в речевом развитии радуют детей и, конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, стремятся к дальнейшим успехам, контролируют детей и нацеливают их на красивую, правильную речь, более активно участвуют в ходе коррекционной работы.

Не секрет, что в вопросах сотрудничества и взаимодействия логопеда с родителями возникает немало противоречий. Одни родители самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком. Находятся и родители, которые вроде бы проявляют осведомленность и интерес к процессу коррекционной работы, сетуют, если он затягивается, но на самом деле дома с ребенком практически не занимаются.

Многие логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время бывают к ней не готовы. Нередко даже опытные педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями — ведь на практике приходится сталкиваться с семьями, различными по социальному статусу и требованиям, и учитывать различные социальные и педагогические факторы: уровень нравственного и духовного воспитания самих родителей, их образование, жизненный опыт, их подход к воспитанию детей. Для одних необходимы подробные разъяснения, участие и подбадривание. Для других — твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затрудняет или отдаляет достижение желаемых результатов. Задача логопеда — донести до родителей, что то, как они настраивают ребенка по отношению к его речевому нарушению, какие дают ему установки, в конечном итоге и формирует собственное отношение к нему ребенка. И для того чтобы установки родителей были адекватными, им необходима помощь логопеда.

Условно основные направления и формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей можно разбить на следующие блоки:

  • информационно-аналитический блок:
  • блок коррекционно-педагогического просвещения:
  • тестирование и анкетирование родителей;
  • сбор анамнестических данных;
  • индивидуальные беседы;
  • дни открытых дверей;
  • логопедические пятиминутки;
  • выступления на родительских собраниях;

-    открытые логопедические занятия;

-    информационные стенды;

  • папки-передвижки, буклеты, памятки;
  • страничка «Для вас, родители»
  • библиотека-передвижка;
  • блок привлечения родителей к коррекционно-образователъному процессу:

 

  • педагогическая гостиная;
  • фотосессии, фотовыставки;

-    выставка детских работ, выполненных совместно с родителями;

-    семинары-практикумы

Я, как и любой другой учитель-логопед, стараюсь использовать и коллективную, и индивидуальную, и наглядную формы работы с родителями. И каждый раз пытаюсь определить, какая из этих форм будет наиболее эффективной в том или ином случае.

На групповых собраниях родители узнают о результатах коррекционной работы и ее основных задачах, распределенных по кварталам. В ходе индивидуальных бесед мы с воспитателями получаем сведения о ходе раннего развития ребенка, его интересах, способностях, а затем освещаем проблемы по усвоению ребенком программы, даем рекомендации. Анкетирование выявляет отношение родителей к ходу и ожидаемым результатам логопедической коррекции речевого развития ребенка. Если у родителей возникают вопросы в процессе проведения самостоятельных домашних заданий, я провожу консультации, индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей.

Сегодня широкие возможности для повышения эффективности работы с родителями открывает и Интернет.

К сожалению, на практике часто приходится сталкиваться с тем, что, несмотря на активную работу с родителями, тренинги, семинары, практические и обучающие занятия посещают, как правило, одни и те же люди. Именно они и достигают положительных результатов в нелегкой работе по исправлению и развитию речи детей. А остальные родители надеются, что все исправится само собой.

Я пытаюсь установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка-логопата. Опыт показывает, что для оптимального педагогического общения с родителями и завоевания в его процессе авторитета от педагога (воспитателя, логопеда) требуется соблюдение нескольких правил:

- обращаться к родителям воспитанников следует только по имени и отчеству;

  • необходимо проявлять к ним искренний интерес;
  • необходимо внимательно выслушивать собеседника, проявлять доброжелательность и приветливость;
  • беседы следует вести о том, что интересует родителей, что они ценят выше всего;
  • необходимо давать родителям почувствовать их значимость, проявлять уважения к их мнению;
  • требуется создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, поддержание уверенности родителей в их собственных педагогических возможностях.

Иногда уже обычного родительского собрания достаточно для того, чтобы пробудить у родителей интерес к участию в коррекционном процессе. Но если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то я выбираю другие методы и формы работы, призванные помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Например, эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания и работы с ребенком. Приглашаются еще две-три семьи, разделяющие ее позицию по проблемам семейного воспитания. На такие встречи приглашаются и семьи, ищущие ответы на вопросы, которые намечается обсудить на мини-собрании. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение.

Но чаще всего для быстрого установления контакта и доверительных отношений с родителями я пользуюсь таким методом общения, как беседа. Знакомясь со спецификой семьи, ведя диалог с родителями, я пытаюсь заинтересовать их в коррекционном процессе, намечаю конкретные пути совместной работы

Живой характер беседы, доброжелательность, дружеский тон, умение логопеда проявить сочувствие, терпимое отношение к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей могут вызвать у них желание откровенно делиться впечатлениями, рассказывать о поведении ребенка и стремление проявить инициативу. В результате родители постепенно начинают вовлекаться в коррекционный процесс. Самые актуальные темы для бесед «Организация познавательно-развивающей среды в домашних условиях», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях».

Я систематически провожу индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей. Во-первых, это — эффективная форма выявления динамики развития ребенка; во-вторых, такие занятия знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий в домашних условиях. На этих занятиях родители получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий. И если групповые консультации некоторые родители пытаются проигнорировать, то на приглашение на индивидуально-практическое занятие с ребенком, как правило, отзываются все.

Иногда я провожу в присутствии родителей не только индивидуальные занятия, но и семинары-практикумы (как правило, на них присутствуют два-три ребенка и их родители). Семинары-практикумы устанавливают партнерские отношения с родителями, повышают их педагогическую компетентность. Они вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми, приемами коррекционной работы. Под руководством логопеда совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях.

Среди всего многообразия средств наглядной работы с родителями, на мой взгляд, самой эффективной формой взаимодействия с семьей являются адресованные им памятки-рекомендации учителя-логопеда. Они компактны по размеру, а их содержание лаконично и доступно для любого родителя.

Заинтересовать родителей, активизировать их участие в  различных мероприятиях помогают следующие способы. Например, на занятиях по ручному труду, рисованию или аппликации воспитатель совместно с детьми по заданию логопеда может сделать именные приглашения на родительское собрание или детский утренник вместо обыкновенного обезличенного объявления о предстоящем мероприятии. Как приятно видеть радостные лица родителей, когда ребенок вручает приглашение, сделанное своими руками!

А праздники — это прекрасная возможность для детей продемонстрировать свои достижения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений. Это своеобразный итог определенного этапа коррекционного процесса, способ показать родителям, что наши совместные усилия принесли плоды, и стимул для дальнейшего сотрудничества.